История В Греции всё есть? Вспоминаем историю греческого автопрома и его самые интересные автомобили admin 12.12.2023 0 Оливки, танец Сиртаки, древние памятники архитектуры, отличная кухня, чистейшее Средиземное море и прекрасные пляжи – всё это Греция, которую часто называют «колыбелью цивилизации». Но вот словосочетание «греческий автомобиль» для многих звучит так же странно, как молдавский виски, алжирский сыр или вьетнамский хронограф. Тем не менее вы удивитесь: у греков уже сотню лет существует свой собственный автопром, который выпустил как минимум десяток интересных, но малоизвестных машин. Сегодня мы будем вспоминать историю его зарождения и развития, а также пройдёмся по «самым-самым» автомобилям из этой страны. Начало: первая половина ХХ века Стоит отметить, что практически неизвестный, но весьма обширный автопром Греции сложно (и не совсем правильно) отделить от мотоциклетной промышленности – настолько здесь переплелась двух-, трёх- и четырёхколёсная техника. Точкой отсчёта принято считать период после Первой мировой войны, поскольку первым официальным автопроизводителей считается фирма Никоса Теологу – греческого механика, который сначала жил в США, а потом переехал обратно в Афины. Там он создал прототип легкового автомобиля с мотоциклетным мотором, однако в серию удалось запустить не легковушку, а автобус на импортном шасси. Но уже несколько лет спустя Теологу… вытеснили конкуренты! И в первую очередь, фирма Тангалакис, основанная в 1925-м П. Тангалакисом и Г. Турникиотисом. Это совместное предприятие двух греков также выпускало автобусные кузова, однако в середине тридцатых Петрос Тангалакис отделился, занявшись также крупноузловой сборкой английских легковушек Austin Seven. Интересно, что Тангалакис продолжил производство автобусов на чужих шасси, но в начале шестидесятых годов фирма получила название TEMAX и с тех пор известна в качестве производителя пожарной техники. Второй крупный довоенный производитель автобусов – предприятие Бухайер, которое выпускало автобусы капотной компоновки на грузовых шасси. Автобус мальтийца Бухайера – типичное для Греции сочетание собственного кузова и чужого шасси «Отвёрточной» сборкой легковушек Willys 77, а также грузовых автомобилей Diamond T и International в Греции занималась фирма Петропулос, сборочное предприятие которой находилось в городе Фессалоники. Продолжение: законы мечты В послевоенный период в стране осталось достаточно много европейской мототехники, а также некомплектных внедорожников – например, тех же Виллисов. Греки стали конструировать из имеющихся остатков «машинокомплектов» трёхколёсные мотоколяски, послужившие толчком для развития собственного мото- и автопрома. Ведь с учётом благоприятного климата и узких улочек греки не нуждались в каких-то мощных автомобилях с закрытыми цельнометаллическими кузовами, ведь двух- и трёхколёсная техника прекрасно подходила для решения утилитарных задач неспешного населения. Интересно, что в этих конструкциях нередко примитивный мотоциклетный двухктактник был заменён вполне «взрослым» автомобильным двигателем, однако по греческому законодательству эта техника всё равно не относилась к автомобилям и облагалась куда более низкими налогами. Нетрудно догадаться, что это способствовало её огромной популярности, что в свою очередь привело к возникновению десятков фирм, которые выпускали трёхколёсные грузовые и грузопассажирские мотоколяски. Параллельно с ними многие фирмы выпускали и обычные двухколёсные мопеды. Кроме того, в шестидесятые-семидесятые годы лояльные греческие законы позволяли относить к сельхозтехнике любой автомобиль, который можно было теоретически использовать в сельском хозяйстве. Это также благотворно сказывалось на уровне налогообложения владельцев, стимулируя производство таких машин. Однако «жизнь-малина» закончилась в восьмидесятые годы, когда столь привлекательные для автопроизводителей законы пересмотрели, что привело к сворачиванию практически всего автомобильного производства в Греции. Тем не менее самые яркие производители и их продукция заслуживают того, чтобы рассмотреть их отдельно и детально. Два колеса и более: MEBEA, Альта, Аттика и Meгo Наиболее известным производителем типичных трёхколёсок (туктуков) была афинская фирма МЕВЕА, существовавшая с 1960 по 1983 год. Она даже экспортировала свою продукцию в страны Азии, но и на родном рынке была представлена повсеместно. Так, её мопеды использовались в качестве служебного транспорта в госучреждениях – в частности, в полиции и на почте. Чуть ранее он пытался начать производство собственной малолитражки, но затем переключился на производство Аттики-Фульдамобиля, и за десять лет эта машина стала настоящей любимицей греков. В 1968-м Димитриадис даже умудрился создать на её базе грузовичок Дельта, передок которой являлся кормой (!) Аттики-200. Собственную малолитражку запустить в серию Димитриадису не удалось Attica-Carmel-12 DIM-652 – ноги здесь явно растут из Fiat! Еще в 1947 году Никос Горголис основал компанию Nigo, которая производила трёхколёсные велосипеды и трициклы. В 1962-м её частично выкупила уже упоминавшаяся здесь MEBEA, и предприятие переименовали в Mego, после чего оно стало вторым крупнейшим греческим производителем мопедов. На этом перипетии не закончились: в 1967-м она полностью вернулась в собственность семьи Горголис, сохранив, впрочем, название Mego. Mego наряду с MEBEA являлся одним из самых крупных греческих мотопроизводителей Как и многие другие, это предприятие полноценно работало в качестве производителя мопедов до середины 80-х, когда изменение законодательства привело к ликвидации десятков фирм и фирмочек, появившихся двумя десятилетиями ранее. К подобным производителям трициклов относятся и такие марки, как Dinap, Рос, Виомот, СТИЛ КАР, САМ, Super Car(!), Motorcar и Pan-car. Фальшивая сельхозтехника: EBIAM, AutoDiana и другие Небольшой полноприводный грузовичок EBIAM 4х4 – типичный пример автомобиля, выпускавшегося специально под «сельскохозяйственные» льготы с 1979 по 1984 год. Из этой же оперы – предприятие AutoDiana из Салоников и её модель Unicar – небольшой бескапотный грузовичок. Biamax и Saracakis – два крупных автобусных производителя, из которых до сегодня дожил только один Еще один пример автопроизводителя, выпускавшего якобы мото- и сельхозтехнику – фирма Motoemil из Салоников, которая с 1970 по 1985 год производила трициклы и пикапы-внедорожники. Впрочем, перечислять марки и модели можно долго – Balkania, Agricola, Record… Чужое шасси и кузов, созданный с учётом климата и запросов, – характерная черта греческого автопрома с момента его становления. Первой моделью стал Pony, который оказался весьма успешен с рыночной точки зрения – в первом поколении своих покупателей нашли 30 000 экземпляров таких машинок! Neorion: греческий седан с британским акцентом Одним из самых необычных греческих автомобилей является седан-внедорожник Neorion Chicago 4×4 1974 года. Сама история компании Neorion началась еще в 1861 году в качестве греческого кораблестроителя, однако в начале семидесятых её владельцем стал миллионер Джаннис Гуландрис, который приобрёл британскую фирму Enfield. Сначала он стал выпускать под маркой Enfield-Neorion 8000 компактный электрокар, а затем он перенёс в Грецию не только производство, но и конструкторское бюро, которое возглавил грек Георгиос Микаэл. Он создал на базе модели 8000 пляжный электрокар Enfield-Neorion E 8000 Bicini. Впоследствии сам Микаэл предпочитал не афишировать, что являлся главным конструктором Chicago, а рыночный провал эксклюзивного седана объяснялся всё тем же «сельскохозяйственным» лобби в законодательстве, благодаря которому в середине семидесятых годов в Греции производством всего, что только было возможно, о четырёх колёсах в Греции занялись все кому не лень. В этом свете, да еще и в связи с мировым энергетическим кризисом несколько несуразный и очень недешевый автомобиль с V8 просто не нашел своего покупателя, предпочитавшего утилитарные трициклы и джипы с пикапами. Впоследствии Георгиос имел отношение к дизайну автомобиля MAVA Renault Farma, выпуск которого начался в 1979 году. Как нетрудно догадаться по названию, шасси и мотор у машины были французские. Наше время: гиперкар Chaos и джип Keraboss Несмотря на то, что из десятков мотоциклетных и автомобильных производителей до наших дней дожили считанные единицы, Эллада еще способна удивлять мировую общественность собственными машинами! Так, компания SP Automotive в 2021 году представила гиперкар Chaos. А это – Korres P4: суперкар-внедорожник с запатентованной системой подвески инженера Димитриса Корреса Ну а в прошлом году был представлен внедорожник Keraboss Super K. По заявлениям создателей, это первый автомобиль, полностью созданный и произведённый в Греции. Но то ли они не совсем хорошо знают историю собственной страны, то ли что-то явно недоговаривают, ведь под капотом компактного пластикового автомобильчика располагается двигатель Mitsubishi. Больше историй История Братья Уиттингтоны: как победить в Ле-Мане, не отвлекаясь от нелегального бизнеса admin 23.09.2024 0 История От конкуренции с Hummer до люксовых гаражей: как и почему появился Lamborghini LM002 admin 23.09.2024 0 История The Beast: Зверь с мотором Rolls-Royce на 27 литров, взбесивший саму компанию Rolls-Royce admin 23.09.2024 0 Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.