Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

0

Последние несколько десятилетий российский автопром переживает не самые лучшие времена, причем особенно тяжело отрасли приходится в последние годы. Машины отечественных марок как правило уступают моделям зарубежных производителей и остаются конкурентоспособными только благодаря более привлекательной цене.

При этом на рынке Советского Союза, а затем и в современной России, было немало различных автопроизводителей. Некоторые из них до сих пор работают, в то время как другие стали частью истории. В данной статье перечислены марки автомобилей российского производства.

Действующие российские марки авто

Aurus

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 2012
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: ООО «Аурус»
Последние новости Aurus
 

Российская марка автомобилей Aurus была основана в две тысячи двенадцатом. Свое название она получила от латинского слова «Aurum», которое в переводе означает «золото». Бренд был создан специально для выпуска роскошных автомобилей представительского класса, а первая модель (седан Senat) была запущена в серию лишь в две тысячи восемнадцатом.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Изначально производство машин велось силами института НАМИ, но затем их сборку наладили на мощностях предприятия Sollers в Елабуге. Параллельно в гамме появился внедорожник Kommendant. В настоящий момент оба представленных автомобиля доступны в нескольких вариантах исполнения. К примеру, их можно заказать в бронированном виде.

Между тем, компания Аурус продолжает расширять модельную гамму. В разработке находится минивэн Arsenal, а также мотоцикл для сопровождения кортежей Merlon. В руководстве марки рассчитывают, что со временем продукция бренда будет востребована не только в России, но и за рубежом (например, в Европе, Азии и Южной Америке).

GAZ

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1932
Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
Основатель: н.д.
Последние новости ГАЗ
 

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен в 1932 году и вскоре на его мощностях началось производство грузовых автомобилей. К слову, одним из самых популярных грузовиков марки был ГАЗ-51, который выпускался с 1946 по 1975 гг, разойдясь суммарным тиражом почти 3,5 млн машин.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

В советское время Горьковский автозавод выпускал также и легковые модели. Среди них легендарная ГАЗ-М20 «Победа» и появившийся в пятидесятых ГАЗ-12 «ЗИМ». Позже на предприятии также налажено производство «Волг» и «Чаек».

В настоящие дни модельный ряд компании представлен исключительно коммерческим автотранспортом. К примеру, на заводе в Нижнем Новгороде ведется сборка грузовиков Валдай, Газель и Соболь.

Lada

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1966
Штаб-квартира: Тольятти, Россия
Основатель: ЗАО АвтоВАЗ
Последние новости Lada
 

Именно Лада является, пожалуй, самой известной российской маркой автомобилей, история которой началась в 1960-ых гг, когда в Тольятти был построен Волжский автомобильный завод. Первой моделью предприятия стал ВАЗ-2101.

В народе последний прозвали «копейкой». Это была не совсем самостоятельная разработка советских инженеров — машину построили на базе FIAT 124, хотя и с использованием местных комплектующих.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

ВАЗ-2101 и его модификации продержались на рынке вплоть до 1988 года, а суммарный тираж достиг 4,8 млн авто. Затем последовало несколько не менее популярных моделей, среди которых стоит отметить ВАЗ-2106, выпускавшийся на протяжении 30 лет — с 1976 по 2006 гг.

Заметим, что автомобили ВАЗ были востребованы не только в СССР. Их также поставляли и в ряд других стран, причем под экспортным названием «Lada», которое впоследствии прочно закрепилось в качестве основного наименования марки.

АвтоВАЗ остается крупнейшим российским автопроизводителем и сегодня. За последние годы компания обновила модельный ряд, причем ряд свежих моделей (например, Granta и Vesta) стали на рынке настоящими бестселлерами.

Москвич

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1930
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: Александр Андронов
Последние новости Москвич
 

Первые годы своего существования построенный в Москве завод занимался сборкой моделей ГАЗ, но в послевоенное время здесь наладили производство легковушек под новой маркой «Москвич».

Первой моделью бренда стал «Москвич-400», который был запущен в серию в 1946 году. Это была точная копия Opel Kadett K38, созданная по вывезенным из окупированной Германии чертежам.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Марка «Москвич» быстро стала народной, а самыми успешными моделями в ее истории считаются автомобили с индексами «408», «412» и «2142». Бренд был на пике популярности в 1970- и 1980-ых гг, но после распада СССР столичное предприятие столкнулось с серьезными трудностями.

В 2002 году «Москвич» был признан банкротом, а его завод перешел в собственность Renault. В двадцать втором году из-за санкций французы отказались от предприятия, и легендарная некогда марка была возрождена.

В настоящий момент столичный завод вновь выпускает «Москвичи», правда, пока это модели не самостоятельно разработки, а перелицованные «китайцы» от компании JAC.

КАМАЗ

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1969
Штаб-квартира: Набережные Челны, Россия
Основатель: н.д.
Последние новости КамАЗ
 

Камский автомобильный завод или просто «КАМАЗ» является крупнейшим российским производителем грузовиков. Его история берет начало в 1969 году, когда власти СССР подписали постановление о строительстве производственного автокомплекса в Набережных Челнах.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Первый грузовик челнинской марки был готов лишь в семьдесят шестом — это был восьмитонный КАМАЗ-5320. При этом уже спустя два года с конвейера местного предприятия сошла стотысячная машина.

В последующие годы КАМАЗ только продолжал набирать обороты, расширяя модельный ряд и увеличивая объемы производства. Помимо грузовиков, компания даже наладила сборку легендарной малолитражки — ВАЗ-1111 «Ока».

Девяностые для завода выдались тяжелыми, но бренд сумел преодолеть все трудности. В настоящий момент модельный ряд КАМАЗа представлен самыми разнообразными транспортными средствами, среди которых есть автобусы, магистральные тягачи и самосвалы.

УАЗ

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1941
Штаб-квартира: Ульяновск, Россия
Основатель: н.д.
Последние новости УАЗ
 

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) был основан в начале Второй мировой войны. Сначала он именовался как «Завод имени Сталина», а на его мощностях собирали авиационные боеприпасы. Первый автомобиль здесь собрали в 1947 году — это был грузовик ГАЗ-АА.

В послевоенные годы УАЗ начал специализироваться на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости под собственной маркой. В 1961-ом на свет появляется, пожалуй, самая легендарная модель бренда — УАЗ-451, который в модифицированном виде предлагается даже сегодня и известен в народе как «Буханка».

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

В семьдесят первом на заводе начинают выпускать внедорожник УАЗ-469. Он также становится настоящей легендой-долгожителем — его современная версия продается как «УАЗ Хантер».

В настоящее время Ульяновский автозавод продолжает выпускать внедорожники и легкий коммерческий автотранспорт (например, семейство грузовиков Профи). Машины данной российский марки хоть и считаются архаичными, но их любят и ценят за высокую проходимость и неприхотливость.

Spetsteh LLC

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1967
Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
Основатель: н.д.
 

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Малоизвестная компания, которая занимается производством спецтехники (преимущественно колесных и гусеничных вездеходов), предназначенной для газовых и нефтяных компаний, геологов, охотников и спасателей.

Продукция ООО «Спецтех» также состоит на вооружении российской армии, а в небольшом количестве поставляется на импорт. В современной гамме производителя числится порядка 20 различных моделей вездеходов.

Российские марки авто, прекратившие свое существование

Avtokam

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1989
Штаб-квартира: Набережные Челны, Россия
Основатель: Григорий Рысин
 

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Компанию «Avtokam» основали Ивановский завод тяжелого станкостроения, Химический завод им. Л. Я. Карпова и фирма Interlap. Выпускать машины она начала в 1991 году на собственном предприятии в Ульяновске.

Это были внедорожники Autokam Ranger и Autokam 2160. Массовой популярности они не снискали, и уже во второй половине девяностых фирма прекратила свое существование.

Derways Automotive Company

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 2003
Штаб-квартира: Черкесск, Россия
Основатель: Mercury Group
 

В свое время фирма Derways Automotive Company стала одним из первых частных автопроизводителей в России. Она заключила договор с Lifan и построила в Черкесске завод, позволяющий ежегодно выпускать до 75 000 машин.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Первой моделью бренда стал внедорожник Derways Cowboy, который был создан на базе китайского шасси. Затем на предприятии также наладили сборку пикапа Plutus (по-сути был копией американского Chevrolet Colorado) и автомобилей Lifan Breez.

С две тысячи пятнадцатого спрос на автомобили бренда Дервейс резко упал. В две тысячи восемнадцатом предприятие в Черкесске и вовсе закрылось, а оборудование в цехах демонтировали для уплаты накопившихся долгов.

Dragon Motors

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1983
Штаб-квартира: Ульяновск, Россия
Основатель: Геннадий Хаинов
 

Компания из Ульяновска, занимавшаяся тюнингом и производством внедорожных транспортных средств. Ее первая модель под названием «Лаура» была представлена в 1985 году и удостоилась множества наград.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

С тех пор фирма выпустила еще несколько любопытных машин, среди которых были внедорожники Astero и Jump!, созданные на базе УАЗов. Большинство проектов существовало в единичных экземплярах, а некоторые и вовсе были прототипами (например, ЛуАЗ-Прото).

Компания Драгон Моторс просуществовала до 2012 года, после чего была закрыта. Ни одна из ее моделей массовой так и не стала, а выпущенные автомобили осели в руках коллекционеров и энтузиастов.

Marussia Motors

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 2007
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: Андрей Чеглаков, Ефим Островский и Николай Фоменко
 

Фирма Marussia Motors была основана в две тысячи седьмом и сразу же громко заявила о себе анонсом двух суперкаров «B1» и «B2», разработанных совместно с экс-гонщиком «Formula Racer» Николаем Фоменко.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

У компании были большие амбиции, и она активно участвовала в различных выставках, однако до полноценного серийного производства ни одна из моделей так не дотянула.

В 2014 году Marussia Motors со скандалом прекратила свое существование, хотя к тому моменту по стране уже было запущено несколько шоу-румов. Фирма оставила после себя уйму долгов и несколько десятков автомобилей различной степени готовности.

Волга

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1946
Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
Основатель: ГАЗ
 

Бренд «Волга» появился благодаря альянсу Горьковского автозавода с Ford и в народе быстро стал «престижным», так как преимущественно на автомобилях марки ездила партийная номенклатура.

Первая «Волга» была выпущена в 1956 году — это был ГАЗ-21 «Волга». О такой машине в свое время мечтали миллионы граждан СССР, а еще она вполне успешно экспортировалась в другие страны.

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

В 1968 году в гамме появился ГАЗ-24, который долгое время считался топовой моделью советского автопрома. На конвейере такая «Волга» и ее многочисленные модификации продержались очень долго.

В лихие девяностые ГАЗ (как и российский автопром в целом) переживал не лучшие времена. На предприятии предприняли несколько попыток выпустить более-менее современную «Волгу», но успешной ни одна из них так и не стала.

В начале двухтысячных история бренда прервалась, ну или, если угодно, была поставлена на паузу, которая длится до сих пор. При этом классические «Волги» пользуются хорошим спросом на вторичке. Их любят коллекционеры и энтузиасты во всем мире.

ЗИЛ

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Год основания: 1916
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: Иван Алексеевич Лихачев
 

В свое время Завод имени Лихачева (ЗиЛ) стал первым автомобилестроительным предприятием в тогда еще Российской империи. Преимущественно на его мощностях собирали грузовики. К слову, за годы своего существования предприятие выпустило более 7,8 млн грузовых машин.

Впрочем, были в модельном ряду и легковушки, да еще какие — на столичном заводе велась сборка роскошных лимузинов, которые предназначались для высших чинов государства (на одной из таких машин в свое время ездил сам Сталин).

Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Заметим, что именно ЗиЛ выпустил первую советскую машину представительского класса. Это была модель ЗИС-101 (в те годы предприятие называлось «Завод имени Сталина»). Затем на ее базе было построено немало других моделей и модификаций.

К сожалению, в настоящий момент марка «ЗиЛ» не существует. Свой последний автомобиль столичный завод выпустил в 2016 году (это был грузовик ЗиЛ 43276Т), после чего его цеха были демонтированы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *