Бессмертные: самые старые автомобили, которые выпускаются до сих пор

В далеком уже 2016 году мы рассказывали о том, какие древние машины остаются на конвейерах автопроизводителей – и отмечали, что некоторые были родом аж из 80-х годов. В том списке был и Peugeot 405 в разных ипостасях. Но недавно появилась информация о том, что в Иране компания Iran Khodro наконец-то решила прекратить выпуск Peugeot Pars. То есть собственной версии старичка Peugeot 405 образца 1987 года. Впрочем, не будем лить слёзы: при желании эту машину можно купить новой, только под другой маркой – как Peugeot Khazar 406, которую выпускают с 2019 года в Азербайджане на ОАО «Азермаш». Лицензию на сборку автомобиля продал всё тот же Iran Khodro, причём, несмотря на индекс 406, это всё-таки Peugeot 405, чуть переделанный внешне. Ну а какие ещё старые машины до сих пор в остаются на конвейерах разных стран? Оказывается, весьма разнообразные. Начнём с нестареющего бестселлера – Toyota Land Cruiser 70. Конечно, нельзя говорить о том, что эта машина выпускается с 1984 года в неизменном виде. Это совершенно не так – и крупные модернизации, и незначительные обновления эта модель переживала неоднократно. Как раз незначительные последний раз были внесены в 2023 году, когда Тойоте изменили оптику, форму капота и передних крыльев, решётку радиатора, бамперы, боковые зеркала заднего вида и детали интерьера. Ну и в пару к старому 4,5-литровому турбодизелю V8 машине дали ещё и новый 2,8-литровый четырёхцилиндровый турбодизель в сочетании с шестиступенчатой гидромеханической АКП. Как и в случае с предыдущей Тойотой, эту машину неоднократно модернизировали. Список переделок за 20 с лишним лет накопился серьёзный, все их перечислять не будем, но самое важное отметим. Итак, у нынешней Lacetti другие моторы, точнее, мотор: если у исходной машины под капотом мог быть один из четырёх вариантов (F14D3, F16D3, F18D3 или U20SED), то у узбекской долгожительницы двигатель один – B15D2 (1,5 л, 107 л.с.), который тоже собирали в Узбекистане на заводе GM Powertrain Uzbekistan. Этот же мотор стоял на Chevrolet Cobalt. Ну и единственный автомат – «джиэмовский» 6T30 вместо АКП Aisin 81-40LE (с 1,6-литровым двигателем) или ZF 4HP16 (с мотором 1,8 л), которые использовались на оригинальном Chevrolet Lacetti. Если уж начали говорить про Узбекистан, невозможно не вспомнить ещё одну машину, которую там упорно выпускают с 1996 года – Chevrolet Damas. История выпуска этого автомобиля забавна сама по себе: он даже в Узбекистане успел поменять два завода, выпускавших его в разное время. Изначально и до 2014 года его собирали на UzDaewooAuto, с 2014 года и до сегодняшнего дня – на ХорезмАвто GM Uzbekistan. Ну а с 1991 до 1996 года его собирали у себя на родине в Корее (GM Korea). А если копнуть глубже, то этот автомобиль – такой же «Джи Эм», как я – король Норвегии: от рождения этот минибусик был копией копией Suzuki Every образца 1985 года. Suzuki Every ‘1985–1990 Машина эта, конечно, фантастическая: на 30 мм длиннее нашей Оки и на 20 мм уже! Кстати, идея облегающего однообъёмника – типично японская, потому что это у них в середине прошлого века была мода требовать справку о наличии парковочного места перед покупкой автомобиля. Но для приобретения маленьких машин (менее 3300 х 1400 мм с мотором до 0,36 л) такого разрешения не требовалось. Тогда-то они и начали клепать плотно прилегающие к телу автомобили и никак не могут с этой привычкой расстаться. Им это сделать приблизительно так же сложно, как узбекам отказаться от выпуска Daewoo Damas. С самого начала в Иране выпускали только двухлитровые версии Nissan Junior. В 1986 году линию производства перенесли к другому иранскому производителю (Saipa), а заодно поставили машине новый двигатель (Nissan Z24 от пикапов Nissan / Datsun 720). Продолжалось счастье недолго, и уже в 1998 году производство вернули обратно на Zamyad. И там эту машину выпускают до сих пор. Разумеется, не обошлось и без изменений. С 2008 года Zamyad начал использовать китайский дизельный двигатель FAW CA4D28C4-1 (93 л.с.), коробки передач остались теми же – механическими четырёх- или пятиступенчатыми. Производитель заявляет, что максимальная скорость пикапа с китайским дизелем составляет 160 км/ч. Наверное, это очень страшно, хотя на сегодня это самый новый двигатель, который можно найти под капотом этого автомобиля. Кстати, название машины тоже менялось: после возвращения производства на Zamyad пикап обрёл имя Z24, затем после некоторых обновлений – Shooka. Но в глубине души (да и снаружи тоже) так и остался пятидесятилетним Nissan Junior. А вы всё «буханка, буханка»… Не мы одни такие. А ведь этот Zamyad ещё и в Кению экспортируют (правда, под местным брендом Kifaru), и для этого даже специально сделали версию с правым рулём. Это успех, я считаю. Zamyad Z24. Фото: khodrobank.com Второе поколение Mitsubishi Delica вышло в 1979 году, в 1982 году появилась полноприводная версия этого автомобиля. Машина оказалось удачной: не слишком дорогой и очень выносливой, поэтому даже после прекращения её выпуска в виде микроавтобуса в 1986 году, в виде грузовика Делику выпускали ещё восемь лет (до 1994 года). Ну а компания Hyundai под именем Porter выпускала Делику в виде бортового грузовика до 1997 года. Долго? Да. Но рекорд по производству этого поколения Mitsubishi Delica принадлежит Mitsubishi Motors Philippines, которые до сих пор выпускают эту машину на Филиппинах. С 1987 по 2009 год дизайн передней панели филиппинской машины изменился очень мало, и в основном ей меняли интерьер. Но в 2019 году Делике дали новую горизонтальную хромированную решётку радиатора, похожую на язык дизайна «Dynamic Shield», используемый на других моделях Mitsubishi (например, Mitsubishi Xpander или Mitsubishi Montero Sport), чтобы хотя как-то отличать её от старых L300. Конечно, это ещё не все долгожители автомобильного мира. Можно вспомнить и нашу Ниву, и УАЗы, которые тоже находятся в строю не одно десятилетие (разумеется, со множеством переделок). Но пока на этом остановимся, потому что хорошего должно быть в меру. И вечного – тоже, особенно если речь идёт об автомобилях.Вечная классика: Toyota Land Cruiser 70
«Узбек» японского происхождения: Chevrolet Damas
Маленький и вечный: Mitsubishi Delica II
* * *