Шаг к совершенству

Респекты: 2

Безмятежно струящийся над поверхностью дороги воздух внезапно наполняется аэродинамическим шумом; еще мгновение — и он уже в воздухозаборнике мчащейся со скоростью 220 км/ч "пятерки" BMW с шильдиком 530d на крышке багажника.
В течение микросекунд воздух проходит через турбину и радиатор интеркулера, всасывается в цилиндры и смешивается со струйками солярки, бьющими на днища поршней из форсунок непосредственного впрыска. Горючая смесь, воспламенившись от восемнадцатикратного сжатия, сгорает практически полностью. Выхлопные газы успевают по дороге на волю крутануть крыльчатку турбокомпрессора и пройти сквозь раскаленные керамические соты окислителя-нейтрализатора... Над дорогой остаются тишина и несколько десятков частиц NOx и CH на миллион молекул прозрачного осеннего воздуха.
Но вновь слышен нарастающий шум. Вслед за самым быстрым в мире серийным дизельным седаном лишь ненамного медленнее мчится BMW 730d. Под капотом "семерки" стоит тот же самый новый трехлитровый 184-сильный турбодизель.

ТАКОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ВПРЫСК

Роторный ТНВД поддерживает в топливной рампе, общей для шести форсунок непосредственного впрыска, давление до 1350 бар
Разрез нового дизеля. На конце одного из распредвалов — вовсе не устройство Vanos (дизели не нуждаются в изменяемых фазах газораспределения), а вакуумный насос, необходимый для усилителя тормозов и другой пневматики

Развитие технологии непосредственного впрыска за последние годы привело к появлению нового поколения европейских легковых дизель-моторов. В авангарде стояли Audi, VW (вспомните наши восторги по поводу 110-сильного мотора 1,9 TDI), Mercedes-Benz, Opel, Renault. А недавно, с появлением на новых "трешках" BMW четырехцилиндрового двухлитрового турбодизеля, к ним присоединились и баварцы.
Новый, теперь уже шестицилиндровый, турбодизель, который будет устанавливаться на BMW 530d и BMW 730d, — из того же поколения. В его конструкции мы можем найти все самые последние технологические достижения.
Во-первых, здесь тоже применен непосредственный впрыск топлива — не в предкамеру или в вихревую камеру, а прямо в камеру сгорания, образованную тороидальной выемкой в поршне. Чтобы солярка успела перемешаться с воздухом, ее приходится впрыскивать под огромным давлением до 1350 бар.
Далее. Чтобы смягчить жесткий процесс сгорания, свойственный дизелям с непосредственным впрыском, за несколько микросекунд до основной струи топлива в цилиндр впрыскивается маленькая капелька солярки. Это так называемый пилотный впрыск, который позволяет предварительно разогреть камеру сгорания, из-за чего давление в ней будет нарастать не так быстро.

Продолжаем перечисление. Два распредвала с роликовыми толкателями, снижающими шум и потери на трение. Четыре клапана на цилиндр — два выпускных, два впускных (один наполняет цилиндр потоком сверху, второй закручивает в камере сгорания вихрь, запуская поток сбоку).

Внешние скоростные характеристики нового турбодизеля. Пунктиром показаны отличия характеристик мотора BMW 730d, где чуть позже срабатывает ограничение давления наддува. Кстати, любопытствующие могут самостоятельно провести чип-тюнинг — достроить характеристику, совсем сняв ограничение...Затем система впрыска common rail: один роторный топливный насос высокого давления подает солярку в общую топливную рампу, откуда она по коротким топливопроводам расходится к шести управляемым электромагнитами форсункам.
Еще? Турбокомпрессор с поворотными направляющими лопатками турбины, которые увеличивают эффективность турбонаддува на низких оборотах без нарастания противодавления выхлопным газам на высоких. Расположенный после турбокомпрессора промежуточный охладитель наддувочного воздуха (интеркулер) уплотняет воздушный заряд, позволяя добиться высокого давления наддува — до 2,1 бар.
Вы не устали от перечисления технических изюминок? А ведь еще есть хитроумные гидроопоры силового агрегата с электровакуумным переключением режимов демпфирования вибраций на холостом ходу и на высоких оборотах. Или автономный подогреватель, который работает на солярке, — он необходим для системы отопления, так как сгорание топлива в дизелях с непосредственным впрыском настолько эффективное, что не образуется излишков тепла...

ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ

Итак, очевидно, что шумный, дымный и тихоходный дизельный гадкий утенок превратился в тихого, экологически чистого и стремительного лебедя. И новый шестицилиндровый турбодизель BMW — еще одно тому подтверждение.
Снаружи характерное дизельное ворчание "пятерок" и "семерок" с новыми моторами приглушено, а в салоне вообще едва различимо. На холостом ходу — это низкое гудение, на средних и высоких оборотах — негромкий, но агрессивный голос, в котором слышится и победный хищный клекот баварских рядных "шестерок", и даже нотки, свойственные 4,4-литровой V-образной "восьмерке". И лишь на подгазовках можно различить металлическое простукивание, которое тотчас же стыдливо пропадает.
Вибрации? Их почти нет, как и подобает автомобилям такого класса.
Динамика? Она великолепна. Мощность нового турбодизеля лишь чуть меньше, чем у трехлитровых бензиновых моторов. Зато крутящий момент огромный — 390 Нм на "пятерках" и 410 Нм на "семерках"! К тому же турбодизель прекрасно раскручивается до максимальных оборотов в 5000 об/мин.

Семерки 1999 модельного года можно узнать по округлым нижним векам и более узким указателям поворотов Особенно хороша "пятерка". По ощущениям, да и по характеристикам, BMW 530d можно поставить где-то посередине между динамичной 523 и очень динамичной 528, оснащенными бензиновыми моторами.
А в способности ускоряться на высших передачах дизельная "пятерка" даже лучше! Четвертая передача великолепно работает до 180 км/ч.

Когда стрелка тахометра замедляет темп возле пятитысячной отметки, наступает черед пятой, прямой передачи. И вновь — мощное ускорение, которое без труда укладывает стрелку спидометра за отметку 220 км/ч.
Подбор передаточных чисел трансмиссии заслуживает отдельного упоминания. У BMW 530d с механической коробкой передач уникально малое для легковых автомобилей отношение главной пары в редукторе заднего моста — всего 2,35:1. Но благодаря оптимизированным отношениям в КПП и отменному крутящему моменту турбодизеля трансмиссия здесь вовсе не воспринимается как растянутая.

Дверные ручки подсвечиваются в течение 20 с после разблокирования замков Все тик-в-тик — и надо бы придраться, да не к чему!
А BMW 530dA с пятиступенчатым "автоматом" Steptronic тоже хороша, но по-своему. На этих машинах стоит коробка передач производства General Motors, и она придает управлению тягой несколько американизированный характер. И в положении селектора Drive, и в спортивном режиме "автомат" не спешит тормозить двигателем: отпустил педаль акселератора — шум двигателя стих, а машина идет практически накатом.

Эффективно подтормозить двигателем можно только в ручном режиме Steptronic: для этого надо наклонить рычаг селектора влево и на себя, и вместе с пониженной передачей включится блокировка гидротрансформатора.
А у трансмиссии "семерки" — скорее европейский характер. На BMW 730d ставится только пятиступенчатый "автомат" немецкой фирмы ZF. Здесь торможение двигателем работает не только при ручном выборе передач, но и в спортивном режиме. Да и просто в "драйве" двигатель не спешит сбрасывать обороты при отпущенной педали газа, и поэтому запаздывания при обгонах здесь меньше.
Правда, остальные повадки турбодизельной "семерки" отличаются от автомобилей пятой серии не всегда в лучшую сторону. Впрочем, это объяснимо. Динамика не столь хороша — но "семерка" на четверть тонны тяжелее. Мягче подвеска, больше крены в поворотах, нет четкого "ощущения дороги" при небольших подруливаниях — но ведь это автомобиль представительского класса, на котором не принято суетиться в виражах. Да и вообще, сравнение с турбодизельной 530-й, которая по плавности хода и по управляемости вообще близка к идеалу, — не самое выгодное для любого автомобиля.
Зато у автомобилей BMW седьмой серии 1999 модельного года произошел рестайлинг!

BMW: 15 лет воспламенения от сжатия

Все 725 тысяч выпущенных по сей день дизельных моторов с эмблемой BMW разрабатывались и выпускались вовсе не в Баварии, как можно было бы предположить, и даже не в Германии. На самом деле баварские дизели — родом из австрийского городка Штайр!
С 30-х годов баварцы славились своими бензиновыми моторами и, в отличие от своих конкурентов из Штутгарта, дизелей не признавали. Но когда в конце 70-х стратегам BMW стало понятно, что без дизельных моторов не обойтись, они не стали создавать конструкторскую и производственную базу с нуля, а выкупили часть "дизельного" отделения известной австрийской фирмы Steyr Puch и переименовали в BMW Motoren AG.
Первый дизельный мотор BMW появился на автомобилях 5-й серии в 1983 году. Модель 524td с 2,5-литровой 115-сильной вихрекамерной рядной "шестеркой" с турбонаддувом произвела фурор — автомобиль ехал не как "дизель", а как настоящий BMW! Потом, в 1987 году, этот мотор впервые в мире оснастили электронной цифровой системой управления впрыском Bosch, в 1989 году — каталитическим дожигателем отработавших газов. А в 1991 году баварцы представили второе поколение 2,5-литровой "шестерки". Новый турбодизель по-прежнему развивал 115 л. с., но к нему добавилась версия с интеркулером, который позволил увеличить мощность до 145 л. с.
В 1994 году на модели BMW 318tds появился первый четырехцилиндровый турбодизель с интеркулером — рабочим объемом 1,7 л мощностью 90 л. с. А совсем недавно на "трешке" нового поколения модели 320d дебютировала двухлитровая дизельная "четверка" мощностью 136 л. с. с непосредственным впрыском, интеркулером и турбокомпрессором с изменяемой геометрией.
Только что представленный прессе шестицилиндровый трехлитровый турбодизель вдобавок оснащен еще и системой впрыска common rail. По той же программе будет "заряжен" и четырехлитровый турбодизель V8, который проходит сейчас последние испытания и будет представлен весной следующего года. Этот мотор — первый из дизелей BMW, который станут собирать не на австрийском предприятии BMW Motoren, а в Германии.
Кстати, небезызвестный дизель Steyr M1 с несъемной головкой блока, который не один год пытаются поставить на производство на ГАЗе, был спроектирован австрийскими специалистами еще 20 лет назад. Это был дипломный проект на тему "Возможные пути развития дизелей будущего"...

Active Seat

В подушке "массажного" кресла Active Seat, помимо разнообразных сервоприводов, размещена еще и гидросистема, в которой циркулирует незамерзающая смесь гликоля с водой. Насос попеременно наполняет два пластиковых мешочка, в результате чего половины подушки сиденья то поднимаются на 15 мм, то опускаются. Система включается кнопкой на центральной консоли (вторая справа). Как утверждают создатели системы Active Seat, при продолжительных поездках она позволяет избежать усталости в районе позвоночника.

МАССАЖНЫЙ SALOON

BMW 530d В преддверии скорого выхода на рынок могущественного конкурента — нового Мерседеса S-класса — баварцы не могли сидеть сложа руки. Ведь до дебюта следующего поколения седьмой серии надо протянуть еще пару лет!
Во-первых, изменилась оптика. Спереди "семерка" округло подвела "глазки", подобно своим младшим сестрицам из третьей серии. Задние фонари тоже стали чуть иными. Изменился дизайн легкосплавных колесных дисков, расширилась палитра цветов кузова, на крышке багажника появилась хромированная полоска.
А вот интересная деталь — в дверные ручки теперь вмонтированы лампы, которые вспыхивают после разблокирования замков с пульта дистанционного управления на ключе. И в течение двадцати секунд освещают не только сами ручки, но и асфальт под ними. Красота!
Устанавливается на "семерки" и гидропривод крышки багажника (мы уже знакомы с ним по удлиненной версии BMW 750XLA). Нажал на кнопку ключа — крышка сама распахнулась. Нажал клавишу на крышке — сама захлопнулась. Полная автоматизация! Осталось придумать самозаползающие в багажник чемоданы.
А как вам массажное кресло Active Seat с гидравлической системой, которая после нажатия кнопки на центральной консоли будет попеременно то накачивать, то стравливать жидкость из двух мешочков, спрятанных внутри подушки сиденья? Я попробовал на себе. Ощущения необычные — как будто кто-то время от времени подталкивает тебя снизу то в правое, то в левое... э-э-э... полушария. Может быть, это кому-то и понравится. Но на скорости под двести ерзающее подо мной кресло расслабиться так и не помогло...
Впрочем, есть новшества безоговорочно полезные. Например, покупатели "пятерок" и "семерок" 1999 модельного года за доплату смогут получить возможность не нервничать из-за опасности внезапного прокола, когда несколько сотен метров езды на спущенной шине оборачиваются разрушением боковины и — в лучшем случае — покупкой новой дорогой покрышки. Система контроля давления в шинах RDC (аббревиатура от немецкого Reifen Druck Control) постоянно измеряет давление в каждой покрышке (в том числе и запасного колеса) и в случае отклонения от заданных параметров немедленно информирует об этом водителя.

Система Dynamic Brake Control при экстренном торможении позволяет на треть сократить усилие на педали, необходимое для достижения максимального замедления Еще одна электронная новинка — система DBC, Dynamic Brake Control. Она похожа на системы Brake Assist, которые уже применяются, например, на автомобилях Mercedes-Benz и Toyota. В случае экстренного торможения, которое электроника опознает по скорости перемещения педали, система самостоятельно увеличивает давление в тормозной системе до максимального, что нерешительному или физически слабому водителю поможет сэкономить несколько метров тормозного пути.
Баварские инженеры не стали ставить на свои автомобили систему первого поколения, в которой исполнительный механизм дотормаживания размещается в вакуумном усилителе тормозов, а дождались второго поколения.

На автомобилях BMW система DBC объединена с антиблокировочной системой и при срабатывании перепускает в тормозные магистрали избыточное давление из гидроаккумулятора АБС. Помимо всего прочего, это позволяет без проблем сохранить при экстренном торможении следящее действие на педали. Я убедился, что система действительно работает как надо. При быстром нажатии на тормозную педаль она не "проваливается", а лишь еще немного уходит вниз, и при этом можно по-прежнему управлять замедлением.
Но и это не все. На автомобилях BMW теперь есть система распознавания речевых команд управления навигационной системой и мобильным телефоном — пока, правда, только на немецком языке.
Но самое главное новшество — все бензиновые моторы автомобилей 1999 модельного года усовершенствованы. Больше всех повезло покупателям машин с рядными "шестерками" — все они теперь снабжены системой Double VANOS, которая изменяет фазы не только впускных, но и выпускных клапанов, как это было раньше на моторе М3. На моторах V8 и V12 к системе охлаждения теперь подключены рубашки водоохлаждаемых генераторов Bosch и теплообменники автоматических трансмиссий — это помогает ускорить прогрев и сократить токсичные выбросы в атмосферу. А двенадцатицилиндровые двигатели снабжаются каталитическими нейтрализаторами с электроподогревом, которые тоже снижают токсичность выхлопа в первые минуты работы мотора.
И только старые 2,5-литровые турбодизели, которые пока еще предлагаются на "пятерках" и "семерках", никак не изменились. Да и непонятно, кто их теперь будет покупать. Ведь новый трехлитровый мотор с непосредственным впрыском настолько хорош, что кажется, будто лучше дизелей в мире и не бывает.
Впрочем, еще несколько лет назад специалисты в один голос утверждали, что 2,5-литровый дизель BMW — бесспорно лучший в своем классе...

Система RDC

Обозначения: 1. Блок контроля системы RDC 2. Кнопка ввода эталонных значений давления 3. Миниатюрный датчик крепится к внутренней стороне обода колесного диска (4) 5. Антенна в колесной нише Система RDC работает по принципу телеметрических систем, измеряющих параметры в шинах болидов Формулы-1. С внутренней стороны обода колесного диска размещается компактное устройство, похожее на балансировочный грузик. Внутри — литиевая батарейка, рассчитанная на пять лет работы, датчики давления и температуры (последний необходим для вычисления поправки на нагрев покрышки) и миниатюрный передатчик, работающий на частоте 433 МГц. Антенны, смонтированные в каждой колесной арке, улавливают сигналы от передатчиков и передают их в центральный контрольный блок.

На передней панели автомобилей, оборудованных системой RDC, есть кнопка с изображением профиля покрышки. После ее нажатия система запоминает выставленное в шинах давление как эталонное и в случае опасного снижения оповещает водителя предупредительным сигналом и загорающейся лампой Check/Control в комбинации приборов.

  BMW 530d BMW 530dA BMW 730dA
Двигатель

Тип турбодизель с непосредственным впрыском и промежуточным охлаждением
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров

6, в ряд 6, в ряд 6, в ряд
Рабочий объем, куб. см 2926 2926

2926
Число клапанов 24

24 24
Степень сжатия

18,0 18,0 18,0
Мощность, кВт/л.с./об/мин 135/184/4000 135/184/4000

135/184/4000
Крутящий момент, Нм/об/мин 390/1750—3200

390/1750—3200 410/2000—3000
Коробка передач

механическая
5-ступенчатая
автоматическая 5-ступенчатая
Передаточные числа

I 5,24 3,45

3,57
II 2,91

2,21 2,20
III

1,81 1,59 1,51
IV 1,27 1,00

1,00
V 1,00

0,76 0,80
З. х.

4,85 3,17 4,10
Гл. пара 2,35 2,81

3,08
Привод на задние колеса

Снаряженная масса, кг 1575 1585

1830
Максимальная скорость, км/ч 225

225 220
Время разгона, с

0—100 км/ч 8,0 8,4

9,2
0—1000 м 28,8

29,6 30,1
Расход топлива по нормам EU, л/100 км

городской цикл 9,8 11,7

12,1
загородный цикл 5,7

6,4 6,8
смешанный цикл

7,2 8,3 8,7
Емкость топливного бака, л 70 70

85

Автор: Л. ГОЛОВАНОВ, www.autoreview.ru - №17, 1998

#1

Респекты: 1

Материал нашел KOT, респект!

#2

Респекты: 0

Да тоже хотел так же вывести, но некогда было: Спасибо Андрюха!

#3

Респекты: 0

МОЩЩ!!!

#4

Респекты: 0

Доволен я этим мотором, очень.